17 Сентября 2015
http://www.inrock.ru/reviews/albert_kuvezin_2008_2014
Альбом сначала появился на Западе под вывеской группы "Ят-Ха", был там замечен и оценен. Теперь он вышел на нашем рынке – как сольник Кувезина. Записан диск еще осенью 2008 года на острове Джура в Шотландии. Место это славно тем, что там делают одноименный виски, и тем, что именно там Джордж Оруэлл написал роман "1984". Стиль записи – смесь японской философии в изложении послевоенных поэтов, мелодики современной тувинской world music, но в европейском преломлении, и безусловного влияния шотландских пейзажей, моря и виски.
Альбом записывался про помощи только специально настроенных микрофонов, при этом использовались специфические инструменты: гитарон, джумбуш, баглама и безладовая гитара. Несмотря на обилие горлового пения, в нём много разнообразных приемов и звуков, европейских аранжировок и соло-фрагментов, духовых соло с ароматом поп-джаза, юго-восточных попевок и заводных ритмов.
С первого протяжного крика, поддержанного горловым пением-хрипом, альбом словно сопротивляется определениям и уточнениям, разбору и классификации темпов и смыслов. Он замирает в трудной позе на границе арт-рока и этно-фьюжн-шаманства. Горловые темные звуки украшаются словно дразнящимся кларнетом. Красоты мелодий, достойных Сезарии Эворы, разрываются рыком Кувезина. Он не торопясь выжимает-выпевает свои удивительные звуки, которые могут иногда сопровождаться простой флейтой. С ним работают английские и шотландские музыканты, которые привносят аромат разных стилей вплоть до трип-хопа.
Особенно тут красива "Песня печального утра". Некоторые музыкальные вставки в песнях – неиспользованный материал, созданный для саундтрека к якутскому фильму про Чингисхана. Вещи на тексты японских поэтов послевоенной эпохи Амано Тадаси (Amano Tadashi), Камимура Хадзиме (Kamimura Hajime) и Ямамото Таро (Yamamoto Taro) в переводах на английский язык остаются скорее краской и украшением. Больше говорят названия композиций: "Разговор с духом леса – I", "Ты боишься Смерти?", "Я родом из черного неба"...
Инструментально диск напомнил БГ. Сам же Кувезин вспоминает альбомы-сюиты Александра Градского. Если учесть, что во всех этих разговорах доминирует горловое пение, то вокальные параллели становятся особо интересными. "Титры" альбома – чтение особо увлекательное. Там, например, на равных присутствуют музыканты, игравшие с Бет Гиббонс, PIL, The Damned, и мастер волынки, производитель шотландского виски Нил Камерон. Знаменитый тувинский певец доказывает этим альбомом свою разносторонность и способность вписывать национальное искусство в самые разные звуковые модели.