face vk gplus in yt 



SKMR-132 "Ой вы, братья мои, сестры…" Духовные стихи староверов Новгородской области

Слушать и скачать
Поделиться

ранее далее

Список Треков

Описание

old-believers-spiritual-verses-of-novgorod-region-5

Духовные стихи – особый вид русского фольклора, в котором выражены религиозные представления наших предков. Народные духовные песни, близкие по складу и некоторым архаичным элементам содержания с былинами, складывались в среде крестьянства. В них описывалась жизнь подвижников, пересказывались сюжеты Писания, велось повествование о создании мира и его последних днях. Такие стихи получили название «старших». При этом, начиная с XVI века в монастырской среде сложилась традиция пения «покаянных стихов», которые сочинялись грамотными монахами и пелись на восемь гласов богослужебного пения. В этих стихах поэтизировалась пустынная жизнь, обыгрывалась тема смертной памяти. Наконец, в XVIII – XIX веках появляются «новые» духовные стихи, которые сочинялись представителями различных русских религиозных движений, особенно старообрядцами, а также духовенством и образованными мирянами официальной церкви. В своей стилистике они объединяли устную народную и письменную церковную традиции.old-believers-spiritual-verses-of-novgorod-region-4

До ХХ века пение духовных стихов не являлось отличительной конфессиональной чертой. Их пели нищие-«калики», ходившие за милостыней, странники, а также представители «низших» сословий. Однако, начиная со второй половины столетия, эта традиция устойчиво сохранялась в основном в среде старообрядцев. В Новгородской области духовные стихи исполнялись на «беседах», проходивших в дни Великого Поста, а также во время похоронно-поминальной обрядности. В данных случаях они являлись заменой «мирских» песен. Изредка стихи могли петься дома без особого повода. В Новгородской старообрядческой поморской общине также некоторое время существовала традиция их исполнения в церкви после вечерни.

Духовные стихи, бытующие у старообрядцев, разнообразны по содержанию. Наиболее сохранны те из них, в которых вспоминается смертный час и суетность жизни («Ты душа моя, душа грешная…», «Вечер я, братия…», «Человек живет на земли…» и др.). Также исполняются стихи, посвященные событиям из Писания и церковной истории («Со страхом мы, братия…», «Спит Сион», «Гора Афон» и др.). Отдельно следует выделить нравоучительные стихи («Завет умирающей матери») и стихи о гонениях, актуальные в царские и советские годы («Слезы ливше о Сионе», «Стих с пещер»). Стоит сказать, что устное бытование духовных стихов практически ушло в прошлое. В основном эти произведения распространяются в форме специальных сборников – «Стихарей» и «Стихарников», но сейчас и эта традиция угасает.

В нашем сборнике представлены духовные стихи, записанные силами хора причетников и прихожан поморской старообрядческой общины Великого Новгорода – преемницы духовных традиций беспоповского староверия Северо-Запада, имеющего глубокие исторические корни. При этом стоит отметить, что напевы стихов собирались с 2008 по 2014 гг. в Великом Новгороде, Крестецком, Окуловском, Поддорском и Маловишерском районах Новгородской области этнокультурологическими экспедициями Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Запись велась среди староверов поморского согласия, коренных жителей области. Таким образом, этот диск является результатом плодотворного сотрудничества науки и живой конфессиональной общности новгородских староверов-поморцев.old-believers-spiritual-verses-of-novgorod-region(2)

Некоторые из стихов представляют лишь локальную традицию Новгородской области («Вечер я, братия…», «Ты душа моя…», «Пресвятая Ты Владычице…»), при этом стих «Ты душе моя…» зафиксирован в рукописном сборнике 1810-х годов. Другие стихи («Со страхом мы, братие…», «Вечер я с другом сидел…», «Ангелу хранителю» и др.) широко известны по рукописным и печатным старообрядческим сборникам XVIII – ХХ веков, имевшим хождение в различных регионах. В Новгородской области их локальная специфика может быть представлена лишь особенностями напевов и небольшой вариативностью текстов (напр. «Со страхом мы, братие…», «Завет умирающей матери»).

Все стихи дошли до нас в разной степени текстовой сохранности, поэтому при их исполнении мы позволили себе прибегнуть к смешению устной и письменной традиции: в случае, если устное исполнение имеет существенные текстовые пробелы, мы восстанавливали их за счет имеющегося текста в рукописных сборниках, выявленных в государственных и частных книжных собраниях Новгородской области. Следует сказать, что из всех стихов, записанных нами, лишь один («Вечер я, братия…») пока не зафиксирован в письменной форме. Характер нашего исполнения композиций также носит на себе черты церковной стилистики знаменного унисонного пения, несколько отличающегося от стилистики народного пения. Поэтому в качестве образца мы поместили на диск экспедиционную запись аутентичного исполнения.old-believers-spiritual-verses-of-novgorod-region-3

Надеемся, что диск позволит сохранить замечательную традицию пения духовных стихов. Просим не судить строго наш скромный труд. Возможно, благодаря ему появится возможность хотя бы в старообрядческой среде слышать духовные стихи не только на специальных концертах и аудиозаписях, но и в живом исполнении. И тогда с чувством удовлетворения можно будет сказать словами одного из «Стихарников»: «Ах, как хорошо и приятно, спойте еще стишок ненаглядный!»